Информационные системы в BPMN: взгляд снаружи и изнутри

Самые распространенные применения BPMN – это: 1) моделирование аналоговых процессов для регламентации, 2) моделирование цифровых процессов для исполнения в BPMS и 3) моделирование для автоматизации традиционными информационными системами (термины мои – А.Б.).

Начнем с деления бизнес-процессов на аналоговые и цифровые, потом поговорим о традиционной автоматизации.

  • Аналоговый процесс выполняется людьми согласно утвержденному регламенту и с использованием разнообразных инструментов – от калькулятора и телефона до SAP. В этом сценарии человек отвечает не только за выполнение задач, отнесенных к его сфере ответственности, но и за передачу «эстафетной палочки» процесса следующему участнику. BPMN позволяет наглядно показать кто за что отвечает и как передается эстафетная палочка.

Рис. 1. Пример аналогового процесса

  • Цифровой процесс выполняется под управлением «процессного движка» – специализированного софта, отслеживающего текущий статус процесса, назначающего задания людям-участникам процесса и вызывающего функции информационных систем и онлайновые сервисы согласно модели процесса в BPMN (такую модель называют «непосредственно исполняемой»). В этом сценарии человек отвечает только за выполнение назначенных ему задач, а передачу ответственности контролирует движок. С точки зрения участника процесса, задачи появляются «из ниоткуда» и после выполнения исчезают как бы «в никуда», но на самом деле в ту же секунду очередная задача появляется в списке задач у соответствующего исполнителя.

Рис. 2. Пример цифрового процесса

Иногда высказывается мнение, что BPMN придуман исключительно для цифровых процессов, но это преувеличение. Другое дело, что множество элементов BPMN предназначены только для цифровых процессов и имеют мало смысла в аналоговых. Например:

  • Задачи на выполнение сценария и задачи на вызов сервиса не предполагают участия исполнителя-человека. Если у вас нет процессного движка, то их просто некому запустить.
  • События-сообщения (и задачи на отправку и получение сообщения), событие-ошибка, эскалация, компенсация и т.п. тоже больше подходят для программирования автоматической процессной системы, чем для регламентации процесса, выполняемого людьми.

Разным применениям – разные подмножества элементов BPMN, поэтому я рекомендую перед началом моделирования определиться: имеем ли мы дело с цифровым процессом или с аналоговым? Если с аналоговым, то ограничиваемся сокращенной палитрой элементов BPMN: пользовательские задачи, два или три вида развилок, подпроцессы, циклы по объектам, таймер, терминатор, дорожки, объекты и хранилища данных, текстовые комментарии и графические аннотации. Вы удивитесь, как много можно выразить даже таким скромным набором, ежели умеючи.

Если процесс цифровой, имеем права использовать сообщения, события-условия, ошибки, эскалации и другие элементы.

Взгляд на информационную систему снаружи – со стороны пользователя

И в аналоговых, и в цифровых бизнес-процессах информационные системы обычно рассматриваются как «черный ящик»: пользователь нажал на кнопку, компьютер что-то внутри себя поделал и в результате, например, рассчиталась капитализация по вкладу или зарезервировался товар на складе. Предполагается, что бизнес – это дело людей, а каким инструментом они при этом пользуются – телефоном, бумагой и карандашом, электронными таблицами или ERP-системой – дело десятое.

Рассмотрим в качестве примера упрощенную версию процесса приема товара на склад. Процесс состоит из трех простых шагов, стартовое событие – груз прибыл на склад:

Рис. 3. Прием товара на склад, взгляд снаружи

Для большей красоты можно с помощью графической аннотации показать какая именно система используется:

Рис. 4. Графическая аннотация

Взгляд на информационную систему изнутри – со стороны разработчика

Рассмотрим теперь оставшийся третий сценарий автоматизации процесса – проектирование и разработку (доработку, конфигурирование) информационной системы.

Обычно с помощью модели процесса мы объясняем сотрудникам, как пройти процесс от начала до конца с помощью имеющейся информационной системы. Если же системы еще нет или мы собираемся ее переделать, то помимо регламента для пользователей нам надо объяснить разработчикам, что система должна уметь делать. Понятно, что в этом случае «черным ящиком» не обойтись – надо разобраться, что у системы внутри.

Стандартный ход – показать последовательность действий, протекающих внутри информационной системы, внутри соответствующей дорожки:

Рис. 5. Прием товара на склад, взгляд снаружи и изнутри

Имеем полное право – дорожкой в BPMN можно изображать кого угодно, за исключением внешних участников процесса.

Аналоговый процесс, автоматический подпроцесс

У схемы на рис. 5 тот недостаток, что изображенный на ней процесс и не аналоговый (в аналоговом процессе не может быть автоматических задач), и не цифровой (цифровой процесс автоматически продвинется от первого шага ко второму, а здесь без человека не обойтись).

Поэтому я рекомендую отделять внешний контур процесса от внутреннего:

  • внешний контур – сквозной процесс от начала и до конца
  • внутренний контур – последовательность действий, выполняемых внутри информационной системы в автоматическом режиме на определенном шаге процесса

Рис. 6. Двухконтурный процесс

На рис. 6. обработка приходной накладной оформлена как процесс, который не запускается автономно, а вызывается из процесса приема товара на склад как подпроцесс, через повторно-используемое действие (call activity).

Выводы

  1. Для моделирования аналоговых процессов используйте сокращенную палитру элементов BPMN.
  2. Используйте дорожки и/или графические аннотации, чтобы показать используемые в процессе информационные системы.
  3. Показывайте действия внутри информационной системы только если вы ее проектируете.
  4. Оформляйте последовательность автоматических действий внутри информационной системы отдельным процессом и вызывайте его из основного процесса как подпроцесс.
Запись опубликована в рубрике Разное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.