BPMN – это странный предмет: вроде знаешь, а вроде и нет…

Обещают, что BPMN интуитивно-понятен, но почему-то умные люди тратят месяцы и годы на то, чтобы его по-настоящему изучить и освоить. Почему так?

Есть большая разница между тем, чтобы читать диаграммы BPMN и создавать их:

1. Самое простое – читать диаграммы собственных процессов. Если процесс ты хорошо знаешь, будучи в него непосредственно вовлечен, да еще диаграмма составлена с твоих же слов, то проблем с пониманием не будет. Именно к этой ситуации в первую очередь относится обещания интуитивной понятности BPMN. И действительно, обучение здесь не требуется – максимум, пояснения к отдельным элементам со стороны аналитика.

Стоит заметить, что хороший аналитик не злоупотребляет палитрой BPMN и стремится ограничиваться необходимым минимумом, принимая в расчет то, насколько хорошо потенциальные читатели знают нотацию.

2. Несколько сложнее читать схемы чужих процессов, но и здесь можно обойтись без формального обучения – при условии, что есть опыт чтения диаграмм своих процессами. Если опыт нулевой, то будут затруднения и, что еще хуже, ошибочные трактовки.

Как и в первом пункте, мы предполагаем, что рисовал диаграммы кто-то более квалифицированный. В противном случае интуитивная понятность нотации сыграет злую шутку: всем всё вроде бы будет понятно, но одну и ту же диаграмму каждый будет понимать по-своему. Однозначность трактовки процесса всеми заинтересованными сторонами – одно из главных преимуществ BPMN – будет потеряно.

3. Рисовать диаграммы своих процессов. Здесь не обойтись без минимального обучения, иначе на диаграмме будет представлен букет стандартных детских ошибок: перепутаны пулы и дорожки, в изобилии представлены события, смысл которых автор знает плохо, и т.д. Такое обучение мы даем в рамках курса BPMN051: базовые элементы и некоторые продвинутые (подпроцессы, циклы по объектам, таймеры), основные приемы анализа и моделирования. Теория подкрепляется практикой моделирования процессов – своих процессов.

Заметим, что словосочетание «свои процессы» методологически некорректно – в общем случае процессы кросс-функциональны, т.е. вовлекают разные подразделения внутри организации, причем стыкам между подразделениям следует уделять особое внимание. Поэтому процессы не могут быть «своими» – они «всехние». Но мы сейчас говорим не об аналитиках, которым по должности положено разбираться в методологии, а о представителях бизнеса, которые хотят всего лишь упорядочить работу в своем ближайшем окружении. Овладев BPMN на начальном уровне, бизнес-пользователь будет правильно использовать элементы нотации.

При он, вероятно, будет совершать стандартные методологические ошибки – например, называть процессом то, что в действительности является фрагментом кросс-функционального и сквозного «от самого начала до самого конца» бизнес-процесса. Это не страшно – при условии, что в организации есть квалифицированный аналитик, который сделает из этих фрагментов подпроцессы и соберет их в сквозной процесс.

4. Рисовать диаграммы чужих процессов. Это работа для процессного аналитика – профессионала, обладающего и знаниями нотации BPMN, и практическим опытом. Минимальный курс подготовки BPMN-профессионала – три дня: теория (BPMN101), самостоятельная работа, практика (BPMN102). Первый день – изучение палитры BPMN, это больше ста значков. Затем самостоятельная работа – попытка применить теорию к реальным бизнес-процессам собственной организации. Здесь обязательно возникает масса вопросов и затруднений – с ними, а также с ошибками, которые в большинстве своем являются стандартными – мы разбираемся на практическом занятии. Опциональный курс BPMN103 предназначен тем, кто хочет пойти дальше и узнать что еще можно делать с помощью BPMN, кроме того, чтобы рисовать бизнес-процессы.

Практика BPMN102 – это «момент истины»: появляется понимание, какие элементы палитры BPMN являются экзотикой, а какие – каждодневным инструментом, осваиваются основные паттерны и антипаттерны. Паттерны – это стандартные решения типовых процессных задач. Бизнес-процессы все очень разные, у каждой компании они свои, но по счастью, из всего этого многообразия удается выделить универсальные схемы работы, например: «сделать-переделать», «групповая обработка», «параллельное согласование с прерыванием». Антипаттерны – это распространенные, но неудачные примеры использования BPMN. Аналитик, освоивший относительно небольшое число основных паттернов и антипаттернов, делает свою работу быстро и качественно: не изобретая велосипед и избегая ловушек.

5. Учить других рисовать диаграммы, направлять и руководить анализом и проектированием процессов в организации. Это роль процессного методолога.

BPMN – нотация методологически нейтральная, т.е. ее можно использовать для очень разных целей, от поверхностного описания для общего понимания процесса и до детальной проработки для целей автоматизации. Кроме того, BPMN – нотация эклектичная и избыточная: один и тот же процесс в BPMN можно изобразить очень по-разному. Поэтому сказать «мы будем моделировать процессы в нотации BPMN» недостаточно, надо определиться как именно мы будем это делать – что будем считать хорошим стилем, а каких элементов и конструкций, наоборот, будем избегать. Сборник таких правил принято называть «соглашением о моделировании». Его полезно иметь для любой нотации, но в случае BPMN – особенно.

Итак, основные роли по отношению к BPMN:

  • Бизнес-пользователи, способные читать процессные диаграммы – без подготовки, рисовать «свои» процессы – после минимального обучения.
  • Процессный аналитик, прошедший серьезную теоретическую и практическую подготовку и способный эффективно решать с помощью BPMN задачи анализа и проектирования бизнес-процессов из любой предметной области.
  • Процессный методолог – аналитик, накопивший большой опыт и способный передать его другим в форме соглашения по моделированию, других методологических материалов, советов и практической помощи.

Закономерный вопрос – как собрать из этих ролей эффективную команду? Об этом наш следующий пост.

А пока не упустите возможность записаться на очередной курс тренингов, который пройдет с 4 по 8 февраля. ВНИМАНИЕ: два предыдущих тренинга прошли с аншлагом – для всех желающих мест не хватило.

Запись опубликована в рубрике Разное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

* Captcha