На этой неделе провел корпоративный тренинг в Тольятти для компании Комсофт. Компания разрабатывает ПО для энергетики и для медицины и активно внедряет в своих решениях процессный подход. До недавних пор они ориентировались на XPDL, а теперь, как и многие другие, решили сделать ставку на BPMN.
Обе отрасли очень перспективны с точки зрения применения BPM и BPMN. Сильными стимулами являются:
- в энергетике – жесткая регламентация со стороны государства (доступ к энергосетям должен предоставляться всем на равных основаниях, а значит – на основе четко прописанного, четко исполняющегося и постоянно контролируемого бизнес-процесса, т.е. с помощью BPMS)
- в медицине – стремление передовых медицинских учреждений уйти от импровизаций и выполнять лечение на основе стандартизованных методов, статистически доказавших свою эффективность (подробнее об этом на сайте OpenHealth.ru)
Комсофт подобрал очень сильную команду – это видно хотя бы по результатам тренинга: 5 из 11 слушателей по результатам тестирования получают сертификаты с отличием. Поздравляем!
Максим Усольцев показал абсолютно лучший на сегодняшний день результат: 28,5 балла из 30 возможных. Плюс к этому он заработал дополнительные 5 баллов, найдя ошибку в нашей шпаргалке по BPMN. Опять-таки, он первый, кому это удалось – ошибка мелкая и заметить ее сложно.
Для практики слушатели выбрали три процесса, причем без всяких поблажек для себя обратились к самым сложным и самым насущным задачам:
- Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) – медицина
- Заявка на технологическое присоединение – электроэнергетика
- Разработка и сопровождение ПО
В ходе работы – сначала самостоятельной, а затем в классе,- удалось разобраться со всеми тремя процессами (строго говоря, не процессами, а группами процессов). Это не означает, что процессы были прорисованы во всех деталях – но это и не требовалось. Я считаю, что цель практики достигнута тогда, когда у участников появляется уверенность в том, что а) на верхнем уровне все сделано не просто правильно, а единственно правильным образом и б) что они способны дальше уже самостоятельно детализировать процесс на столько, на сколько необходимо, и развивать его дальше.
Этих целей компания определенно достигла, и оставил я их в воодушевлении и в обсуждении конкретных планов воплощения процессных схем в клиентских проектах и в собственной работе. По-моему, получилась отличная иллюстрация к моему тезису о том, что тренинг лучше пилотного проекта.
Попутно обнаружилась интересная параллель:
- В задаче разработки ПО всем изначально было понятно, что есть процесс работы над инцидентом и есть процесс доработки программы. Процессы это связанные, но не тождественные.
- В то же время в процессе ЭКО диагностика и принятие решения о выборе лечения, с одной стороны, и собственно ЭКО, как один из вариантов лечения, с другой, в исходной версии не были разделены. А ведь здесь полностью аналогичная картина: обращение за помощью в медицинский центр соответствует инциденту, а лечение – внесению изменения в программный код. (Это к вопросу о том, что полезнее – паттерны или шаблоны.)
Результаты выложены (ну или будут выложены в ближайшие дни) на BPMN-форуме. Если что-то непонятно – не стесняйтесь, задавайте вопросы авторам.
Кстати, теперь ссылки на последние комментарии BPMN-форума выводятся на панель справа на каждой странице сайта тренинга.
Интересно – по тех. присоединению. Только вчера провел вебинар по этому направлению: ELMA: Технологическое присоединение.
Все закономерно. В Штатах в свое время закон Сорбанс-Оксли стал мощным толчком к внедрению BPM: государство потребовало от компаний большей регламентации их деятельности. Нынешний повышенный интерес российских электроэнергетиков к BPM имеет схожие корни: государство требует от них предоставления потребителям равного и регламентированного доступа к энергии.